10 советов, как сделать ребенка более дисциплинированным

ПРАВИЛО 8. Воспитывайте в совместной деятельности.

Важно помнить, что совместная деятельность улучшает межличностные отношения в семье. И, как следствие, создает благоприятные условия для дисциплины

В семье нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Можно придумать несколько занятий с ребенком, или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать в семье зону радости. Сделайте некоторые из этих дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они обязательно наступят, если не случится чего-то непредвиденного (погода не позволит, ощутимый проступок ребенка, непредвиденная командировка одного из родителей и т.п.). Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что позитивная совместная деятельность выступает «зоной радости», а это «золотой фонд» в воспитании ребенка и семейной жизни в целом. «Зона радости» одновременно и зона ближайшего развития ребенка, и основа доброжелательного общения, и залог бесконфликтной дисциплины.

Никогда не трясите ребенка!

Многие родители никогда не бьют детей, однако выражают свой гнев или неудовольствие тех, что тря­сут их. Это очень опасно. Хотя мышцы шеи у детей старше одного года крепче, чем у младенцев, тряска по-прежнему может серьезно повредить глазам и /или головному мозгу.

  • Дайте малышу пострадать от неизбежных последствий его неправильного поведения. Суть этого метода воспитания детей до 3-х лет заключается в одном из главных уроков, который преподносит нам жизнь – любое действие имеет результат. Накормишь своим печеньем собаку — печенья больше не останется. Вырвешь страницы из любимой книж­ки — папа больше никогда не сможет ее прочитать. Уро­нишь плюшевого медвежонка в грязную лужу — с ним нельзя играть до тех пор, пока его не постирают. Не старай­тесь каждый раз защитить ребенка от последствий его про­ступков (за исключением случайных), не исправляйте их (другое печенье, новая книжка, мороженое, чтобы остано­вить рыдания). Малыш вряд ли будет переживать долго, однако урок усвоится. Со временем.
  • Рассмотрите возможность «перерыва». Не все специа­листы согласны с тем, что «перерыв» является разумным способом воспитать в ребенке дисциплину, однако некото­рые родители не могут без него обойтись. Степень его эф­фективности, очевидно, зависит от мнения родителей и от характера ребенка.

Идея этого воспитательного метода состоит в том, чтобы дать вышедшему из-под контроля ребенку время самостоятельно успокоиться и взять себя в руки. Очень часто время в углу или на стуле помогает нейтрализовать взрывоопасную ситуацию. Для некоторых детей достаточно от тридцати секунд до ми­нуты (время в этом возрасте течет медленно), другим детям тре­буется от пяти до десяти минут. Для отсчета можно пользо­ваться будильником или песочными часами («Когда песок пересыплется, ты можешь встать»), чтобы малышу легче было следить за временем. Пока не истечет отведенный срок, наказанный ребенок не должен ни с кем разговаривать. Ребенку постарше можно позволить встать, когда он почув­ствует себя готовым слушаться.

Применяя этот метод воспитания ребенка, помните о следующем. Прибегай­те к нему только в тех случаях, когда малыш совершает неприемлемые поступки после ваших предупреждений, а не за первое нарушение. Место, выбранное для «перерыва», должно быть безопасным и в пределах видимости родите­лей (нельзя запирать ребенка в туалете или в темной ком­нате), однако подальше от развлечений и игрушек. Очень маленьких детей можно сажать в манеж (к этому возрасту большинство малышей воспринимают манеж как слишком ограниченное пространство для игры). Не пользуйтесь дет­ской кроваткой или комнатой: эти места должны вызывать у ребенка только положительные эмоции. Для малыша, который умеет выбираться из манежа, поставьте в сторон­ке специальный стул, предназначенный тоже только для “перерывов”. Он должен стоять в таком месте, откуда трудно увидеть что-нибудь интересное (телевизор, окно, книги) и дотянуться до хрупких или опасных предметов. Если ре­бенку нужно сменить подгузник, займитесь этим до начала “перерыва”.

Отпускать ребенка должен тот взрослый, который отпра­вил его на “перерыв”. Это очень важный момент в воспитании детей до трех лет. Например: мама поставила малыша в угол, а разрешил выйти дедушка – ребенок может сделать вывод, что мама хотела оставить его в углу навеч­но, а дедушка спас, поскольку считает, что он вовсе и не заслуживает наказания.

Но учтите, что очень ранимые малыши (особенно дети в возрасте до 3 лет), когда их отправляют в угол, чувствуют себя брошенными и начина­ют безутешно рыдать. При таких обстоятельствах «пере­рыв» не лучший способ приучить ребенка к дисциплине. Ваша цель — научить хорошему поведению, а не применить наказание.

Постарайтесь также не переборщить с «перерывами» и не делить их своей единственной методикой воспитания. Приберегите их для действительно серьезных нарушений.

Как правильно вести себя школьнику: общие правила поведения в школе

Правила поведения в школе:

  • придерживаться основных ценностей и уставов школы
  • быть вежливыми, к старшим обращаться на «Вы»
  • приветствовать учителей и посетителей
  • быть организованными и дисциплинированными в любое время
  • быть пунктуальными в школе, на уроке и во всех школьных мероприятиях
  • уважать собственность школы
  • уважать права собственности других
  • носить полную школьную форму
  • уважать в учителе человека
  • нести ответственность за свои нарушения
  • уступать дорогу взрослым, но младших учеников, как и мальчикам девочек, пропускать вперед
  • вовремя проходить все медицинские осмотры
  • достойно и уважительно относится не только к окружающим, но и к себе самому!

Запомни!

Также общие правила поведения касаются и таких аспектов в школе:  

  • В школу школьник должен приходить за 10-15 минут до начала первого урока
  • Стремитесь присутствовать каждый школьный день. В случае отсутствия родители должны позвонить в школу утром, указав причину, и уведомить учителя в письменной форме по возвращении ученика в школу.
  • Всегда уважайте друг друга. Разногласия будут урегулированы путем обсуждения проблемы и поиска решения, которое будет справедливым для всех заинтересованных сторон
  • Будьте добры к детям, которые находятся в младших классах. И уважайте учеников, которые находятся в вашем классе или в старших классах
  • Здание школы и классы должны содержаться в чистоте и порядке. Не портите и не ломайте школьное имущество. Учащиеся, которые варварски относятся к школьной собственности, возмещают убытки.
  • В школе запрещено бегать. Бег является частой причиной травм
  • Не лезьте на деревья, ворота, перила, заборы и школьные здания
  • Покупка/продажа личных вещей и торговля не допускаются!
  • Курение строго запрещено — как в школе, так и во время поездки в школу и из школы
  • Мобильные телефоны и другое электронное оборудование могут использоваться только до школы, во время перерыва/обеда и только в специально обозначенных «телефонных зонах»
  • Школа не несет ответственности за личные вещи, потерянные в школе
  • Сразу же после завершения школьных занятий и дополнительных уроков покиньте помещение школы

Основы

7. Создайте свой утренний распорядок

Утренний распорядок – чрезвычайно важный элемент самодисциплины. Время, когда вы просыпаетесь, определит насколько продуктивным будет весь день.

В восточной психологии и аюрведе говорится, чем раньше человек просыпается, тем больше у него способности преодолевать сложности в жизни. Ранний подъем дарит человеку здоровье, неуязвимость, силу воли, спокойствие и решительность. 

Самое оптимальное время для утреннего пробуждения – от 4 до 6 утра. В утренние часы очень благоприятно заниматься медитативными практиками, делать зарядку, пробежки, употреблять легкую и полезную пищу.

ПРАВИЛО 7. Воспитывайте естественными последствиями.

Малыш, оцарапанный кошкой, или школьник, получивший двойку за невыученный урок, может быть впервые почувствуют смысл и жизненную необходимость следования родительским требованиям. Один такой опыт стоит десятка словесных наставлений. Активное слушание здесь незаменимо. Оно помогает ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося.

Порой родителю хочется сказать: «Я же говорил(а)…», «Я же предупреждал(а)…». Этого делать не стоит. Во-первых, ребенок прекрасно помнит о предупреждении родителей. Во-вторых, он сейчас расстроен и глух к любым разумным замечаниям. Все, что ему сейчас нужно – это поддержка. В-третьих, ему тяжело признаться в своей ошибке, и он готов оспаривать правоту родителей.

Еще по теме «Поведение ребенка: правила дисциплины устанавливают родители»:

Что будет если не пойду в школу по вызову директора?

Вот в поведении ребенка автора я вообще не вижу каких-то психических отклонений. И нормально, когда ребенок попадает из дома, где уже выстроены правила и ограничения, в новый коллектив, где правила пока не установлены и он к ним не привык.

Хороший учитель и дисциплина. Продолжение

Посмотрела ответы по теме Хороший учитель. С удивлением обнаружила, что на одном из первых мест идет умение держать дисциплину «взглядом». У меня при таком описании ассоциации только с авторитарными методами, но может я неверно поняла?

Конфликт между родителями — что будет дальше?

Если дети воспитаны дома так, что правила не соблюдают и спокойного тона не понимают — то приходится кричать. Если бы все было так просто, проблема дисциплины на уроках вообще бы не стояла. Учитель ставит за плохое поведение двойки — родители в наказание лишают…

Семь способов завоевать уважение детей

ДИСЦИПЛИНА. Воспитывая детей, помните, что вы закладываете будущие черты их характера. Дисциплина приветствуется везде, в каждой семье. Детей нужно дисциплинировать должным образом. Задумайтесь о том, часто ли ваши дети, перед тем, как что-то сделать, советуются с вами? Деткам нужен определенный порядок в их жизни. Неотъемлемой частью правильного развития ребенка является дисциплина. Чем больше времени родители будут тратить на воспитание своих малышей, тем больше они будут ощущать…

Верить или не верить собственному ребенку?

Когда я была маленькой, моя мама часто говорила друзьям и знакомым: «Я своей дочери верю, она мне никогда не врет! Если она что-то сказала, значит так и есть!» Не знаю намеренно или случайно, но часто она говорила эту фразу в моем присутствии. И меня переполняло чувство гордости…и ответственности…и я не врала. Просто не могла, ведь мама мне ВЕРИЛА!!! Простой педагогический прием, но он работал! До сих пор не знаю, мама его придумала или где-то вычитала. И я всегда считала, что со своими…

Как действовать с родителями одноклассников?

Меня поразила реакция и поведение родителей девочек-участниц конфликта: одна мамочка позволила себе прийти в школу и наорать на девочку Р., которая якобы обидела её дочь, в Главой одиннадцатой Семейного кодекса РФ установлены права несовершеннолетних детей.

Заявление на школьного хулигана

Над ребенком в классе издевается одноклассник. Мальчик с явными психическими отклонениями. Издевается он не только над моим сыном, но и другим ребятами тоже. Кроме того, много чего в самой школе делает нехорошего, ломает мебель, портит приборы и т. д.
Классная по просьбе директора попросила меня написать на этого мальчика ей заявление, в котором изложить все его «подвиги» в отношении моего ребенка.

Проблемы с учебой.

Школа для детей с девиантным поведением -совсем другое.Откуда нам знать,что за фрукт у автора,может,ему там самое место,пока он дел не наворотил.Вот он гуляет Рамки должны быть, для мальчика обязательно, дисциплина должна быть, установленная родителями.

Разучиться орать на ребенка — как?

Дети очень четко отслеживают, что и где можно, то есть даже если бы родители были такими неадекватными, то на поведение ребенка в группе можно было бы повлиять. Отсюда и правила, которые они устанавливают.

Непраздничное. » Убрать ребенка из класса»

Родители пишут письмо, где высказывают нежелание видеть ребенка в классе. Поэтому в данном случае лучше подчиняться правилам, установленным учителем. Это на порядок другое поведение.

ПРАВИЛО 2. Учитывайте базовые потребности ребенка.

Американский психолог, основатель гуманистической психологии А. Маслоу выделил базовые потребности человека, которые можно представить в виде пирамиды:

Рис. Пирамида потребностей по А. Маслоу

Удовлетворение потребностей ребенка идет снизу вверх: физиологические потребности, потребность в безопасности, принадлежности и любви, в уважении, познавательные потребности, эстетические потребности, потребность в самоактуализации. Перескочить уровни потребностей невозможно. Движение вверх возможно только при условии, что ниже расположенная потребность удовлетворена.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность ребенка, когда он много бегает, прыгает, шумно играет, лазает по деревьям, бросает камни, все хватает, разбирает и т.п. А ведь это проявление естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Детям жизненно необходимо много двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия – это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи можно, но только в резиновых сапогах; разбирать какой-то предмет тоже можно, но только если он старый; бросать камни в цель можно, если позаботиться о том, чтобы никто не пострадал

Важно поместить ребенка в подходящую обстановку и разрешить действовать свободно

Чтобы избежать осложнений в отношениях, конфликтов, родителям стоит быть особенно осторожными в запретах «не дружить», «не ходить», «не давать», «не участвовать», «не брать» и пр. Нужно быть уверенными, что ребенок не воспринимает их как угрозу его самостоятельности, авторитета в группе сверстников (особенно актуально это для подростков).

Родителям важно помнить, что любое «плохое» поведение ребенка всегда имеет свои причины – его неудовлетворенные потребности. Такое поведение (будь то капризы, истерики, агрессия и пр.) является определенным призывом: «Мама, помоги! Мне сложно! Я не справляюсь!» и т.п

Понимание и удовлетворение основных потребностей ребенка позволяет родителям выстраивать доброжелательные, позитивные, уважительные отношения со своими детьми.

2. Учимся преодолевать соблазны

Следующим шагом на пути к нашим целям станет развитие способности преодолевать соблазны.

Как говорится в пословице: “С глаз долой, из сердца вон “. Как бы не казалось это просто, но эффект каждый может оценить- психологи рекомендуют просто убрать объекты ваших привязанностей с поля зрения, это в значительной степени поможет в развитии самодисциплины.

Если вы хотите питаться здоровой пищей- просто не покупайте вредные продукты, если хотите увеличить свою продуктивность – отключите мобильный телефон, выйдете из соцсетей. 

Чем меньше отвлекающих факторов, тем более вы сосредоточены на достижении своих целей. Необходимо учиться быть сконцентрированным на том, что вы делайте именно сейчас. В этом большая доля успеха любых начинаний.

10. Прощайте себе ошибки и продолжайте идти вперед

Даже если мы руководствуемся самыми лучшими намерениями и следуем четко намеченному плану, нас может ожидать много неудач и ошибок. Любой успех сопряжен с трудностями и преодолением страха вновь оступиться.

Психологи учат воспринимать сложности как неотъемлемую часть пути. У каждого будут свои взлеты и падения, которые дадут свой неоценимый опыт. Главное, не останавливаться, может быть очень медленно, но все же двигаться вперед. Не позволяйте себе погружаться в депрессивное состояние на долгое время, чувствовать вину, гнев, разочарование. 

Учитесь на своих ошибках, умейте прощать себя и окружающих, ведь успех определяется не только тем, что вы достигли, но и тем как, какой опыт вы приобрели в процессе достижения, какие жизненные уроки усвоили.

Что поможет приучить себя к дисциплине?

Самая главная ошибка начинающих внедрять дисциплинированное поведение в свою жизнь — глобальность и радикальность изменений.

Полезные привычки необходимо формировать постепенно, одну за другой. Как только закрепилась первая, переходим ко второй и так далее.

Двигаться нужно маленькими шагами. Постепенно развитие может сначала казаться несущественным. Но чем дальше вы продвинетесь — тем больше увидитесь обновленной версии себя.

Для повышения самоорганизации необходимо сформировать хорошие условия. Избавиться от стрессовых раздражителей, дистанцироваться от токсичных людей. А еще лучше — заручиться поддержкой близких вы вашем новом начинании.

Постарайтесь меньше уставать. Эмоциональное истощение становится препятствием для дисциплинированных решений.

И напротив, когда вы счастливы и пребываете в бодром расположении духа, держать планку самоконтроля — значительно проще.

Также рекомендуется изолировать негативные информационные источники. Новости из телевизора, социальных сетей не только окрашивают ежедневную жизнь в серый тон, но и отнимают время у более полезных дел. Постарайтесь сократить общее время пребывания в Интернете.

Лучше всего — оставить приложения и сайты для связи с друзьями и коллегами. Избавление от тайм-киллеров вроде интернета, видео игр, телепередач высвобождает кучу времени, потратить которое можно на саморазвитие или отдых.

Как формируется привычка

Согласитесь, как здорово иметь
полезные привычки, например, читать каждый день перед сном или есть овощи на
ужин, и выполнять их не задумываясь. Как формируется привычка делать что-либо?

Начнем с самого распространенного
мифа о 21 днях: якобы нужно «перетерпеть» всего 3 недели, после которых вы
автоматически заживете жизнью, которую вы хотите. Это утверждение вывел пластический
хирург Максвелл Мальц, который заметил, что его пациентам требуется около 21
дня, чтобы привыкнуть к новой внешности. На деле это получается не всегда.

Человек – существо разумное,
поэтому он старается действовать и жить тем образом, который станет наименее
ресурсозатратным и наиболее приятным. Страх, заложенный в нас природой,
защищает нас от опасностей и, применительно к современной жизни, от дискомфорта.
Вот почему люди быстро привыкают к вредной пище, лежанию на диване и прочему –
ведь это самый быстрый и простой способ получить удовольствие.

Чем более сложную привычку вы
захотите получить, тем больше времени вам потребуется. Вам нужно выработать в
себе что-то типа рефлекса.

Но помните, что не стоит
заставлять себя делать что-либо через силу. Если вы ну никак не можете
заставить себя выйти на пробежку и превратить это в вашу дневную рутину, может
стоит задуматься о другом виде спорта?

Продолжим учиться формированию
привычек. Если ваша самодисциплина пока что не прокачана до уровня, когда вы
можете легко контролировать себя, подключите к этому делу друзей. Поделитесь с
кем-нибудь из вашего окружения, что теперь каждое утро вы бегаете, и попросите
друга каждый день спрашивать вас о поддержке. Чувство ответственности и
нежелание падать в глазах окружения помогут с мотивацией на привычку. В идеале,
конечно, чтобы таким другом вы были сами для себя, но всему свое время – мы
только начали. Также есть множество приложений, которые отслеживают
формирование вашей привычки: Daily Habits, Habitica, iDoneThis, Productive, Coach.me.

Также рекомендуем:

Как победить прокрастинацию: пошаговая инструкция для молодых ученых

Распространенная ошибка, которую
допускают многие – стремление получить «все и сразу». Продолжим рассматривать
пример с пробежками. Например, вы решили приступить завтра и сразу же пробежали
10 километров. До этого вы бегом не занимались. Разумеется, ваш организм в
шоке, болят все мышцы, и мысли о следующей тренировке вселяют ужас. Всегда
начинайте с малого, тогда новое дело будет даваться легче и без разочарований,
а ничто не мотивирует так, как собственные успехи, даже небольшие. Этот же
принцип применим к научным работам. Согласитесь, что словосочетание «написать
диссертацию» немного пугает и не дает приступить? А если вы пообещаете писать
всего по странице в день, то дело пойдет легче и, что удивительно, быстрее. Но
не забывайте, что писать нужно каждый день.

Главный фактор при формировании
новой привычки – регулярность. Пропуск одного дня отбросит вас к началу пути,
особенно если вы приступили к делу относительно недавно. Что делать, когда
наступают дни, когда совсем и ничего не хочется? Дайте себе послабление, но не
отказывайтесь от привычки совсем на этот день. Не можете заставить себя пойти
бегать? Выйдите хотя бы на пешую прогулку. Вместо книги хочется смотреть
телевизор? Пообещайте себе, что после прочтения 10 страниц включите любимую
программу.

Правила, которые готовят подростков к реальному миру

Подростковые годы дают вашему ребенку короткий промежуток времени для практики в реальном мире. Посмотрите на поведение вашего подростка и подумайте, что еще нужно выучить вашему подростку, прежде чем он будет готов жить самостоятельно. Вот несколько областей, где вы хотите создать правила:

  • Деньги — научите своего ребенка управлять деньгами, чтобы он был готов к составлению бюджета в реальном мире. Установите правила о том, сколько ему нужно сэкономить, и помогите ему сделать правильный выбор с его привычками расходов. Покажите ему, как составить бюджет и определите, какие вещи ему нужно будет купить за собственные деньги.
  • Самодисциплина — подросткам нужна самодисциплина, чтобы они могли жить независимо. Установить правила, которые предоставляют некоторую свободу и учитывают естественные последствия, когда это необходимо.

Следите, чтобы дети не уставали

Часто отсутствие дисциплины говорит о том, что дети просто устали. Если вы заметили, что дети отвлекаются, шепчутся, занимаются посторонними делами, смените форму работы. Если вы до этого говорили, приступите к выполнению заданий. Тех, кто больше всего мешает, вызовите к доске и помогите, если задание вызывает затруднение.

Предотвратить возникновение усталости поможет чередование активной и пассивной форм работы, групповой и индивидуальной. Включайте в уроки физкультминутку: дети устают сидеть в одной позе, особенно в младших классах. Включите весёлую музыку и дайте ребятам помахать руками, присесть, побегать вокруг столов.

Дисциплина — это не тишина, а погружённость учеников в процесс. Творческий подход и знания, которые вы получите на курсах в НИИДПО, помогут вам не задаваться вопросом, как поддерживать дисциплину в классе, а сосредоточиться на обучении детей и помочь им достичь высоких результатов.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи: ПроняеваНадежда Анатольевна

Преподаватель педагогических дисциплин, преподаватель фортепиано, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, педагог дополнительного образования, педагог-практик.

Другие статьи автора

  • Как разработать индивидуальный маршрут педагога, который поможет вам развиваться в профессии?
  • Как работать с классом после каникул, как помочь детям вернуться к школьной жизни и настроиться на учебу? Практические рекомендации для педагога
  • Педагогическая этика: как поступать учителю в сложных ситуациях?

Все статьи этого автора

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Что это такое в психологии?

Дисциплина — это формат поведения, при котором личность соблюдает установленные правила.

Если правила приходят извне, это обычная дисциплинированность. Если изнутри — речь о самодисциплине.

Самодисциплина — осознанный контроль своего поведения, при котором человек создает для себя свод правил и неукоснительно выполняет их. Отличие внешней и внутренней дисциплины заключается в характере психологического воздействия.

Индивид может соблюдать принятые в коллективе правила, но делает он это не из-за того, что считает их важными, а по причине страха быть изгнанным из коллектива. Самодисциплина — всегда сознательное решение, исходящее из реальных потребностей, интересов и ценностей человека.

Самодисциплина — это способность человека волевым усилием заставить себя действовать. При этом вынося эмоциональное состояние и настроение за скобки.

Человек приказывает себе продолжать выполнять работу, несмотря на нежелание, усталость, подавленность или влияние внешних раздражителей. По сути, самодисциплина — наглядное проявление властвования рационального (мозга) над эмоциональным (инстинктивное поведение).

Лень — не столько отрицательная черта характера, сколько желание получить лучший результат, приложив как можно меньше усилий — закон сохранения энергии.

Животные инстинкты, доставшиеся нам от далеких предков, призывают к примитивной деятельности, рассчитанной на малые затраты физических и эмоциональных сил.

Дисциплина контролируется сознанием, являясь умственным преодолением первобытных мотиваций к лени.

Бережная дисциплина (перенаправление)

Бережная дисциплина деликатная техника, которая направляет ребенка от проблем и предоставляет альтернативы. Например, если ребенок хочет играть с дорогим гаджетом, таким как ваш мобильный телефон, аккуратно перенаправьте со словами «Тебе нравится играть с мобильным телефоном? Давай пойдем, поиграем с твоим игрушечным телефоном». Это словесное перенаправление.

Если ребенок идет к опасному объекту или месту, вы можете аккуратно подтолкнуть его к более безопасному месту через физическое перенаправление. Не дёргать или шлепать, а просто нежное, любящее прикосновение с словесным перенаправление, такое как «Это место выглядит лучше для игры», вы должны сделать так, чтобы помочь и защитить ребенка от повреждений.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий